Марат Сафаров, заместитель главного редактора федеральной просветительской “Татарский мир”, г. Москва

Несмотря на все тревоги и волнения прошлого года, Казань уверенно укрепляет свои позиции одного из туристических центров страны. Прошедшие новогодние выходные только подтвердили эту благодатную тенденцию. Особое значение приобретает работа музеев города, умело адаптировавшихся к туристическому буму. Казанские музеи собирают на свои экспозиции и выставки колоссальные аудитории.

А есть в Казани особый, камерный музей, отчетливо отражающий образ времени и личность своего хозяина. Музей-квартира Назиба Жиганова становится все более узнаваемой и посещаемой культурной площадкой на карте города, где погружение в эпоху, тщательно продуманные выставки сочетаются с насыщенной концертной программой. Очевидно – это лучший музыкальный музей Татарстана.

Преобразившаяся за последние годы элегантная Малая Красная улица, приметный и сейчас дом, выдержанный в духе элитных строений позднесоветского времени. Здесь с 1971 по 1988 год жил народный артист СССР Назиб Гаязович Жиганов. Подлинность предметного мира великого композитора, повседневность его быта, становятся для молодых посетителей (а в музей приходит много школьников, а также студентов Казанской консерватории, основанной маэстро, и других вузов города) путешествием в уже слабо представимые реалии. Мне, к примеру, запомнился эпизод со старшеклассниками, не понимавшими принцип работы дискового телефона. Или забавный вопрос от юного посетителя: «Почему небольшая семья композитора, имея просторную четырехкомнатную квартиру, не сдавала одну из комнат»? 1970-80-е годы для многих гостей квартиры Жиганова – уже архаика, особенно в своей материальной составляющей.

Но главное, наиболее принципиальное понимание приходит в этом уютном творческом доме – неформальное знакомство (для кого-то – первое) с личностью столпа татарского искусства, поднявшего национальную музыку на небывалую высоту! Рояль фирмы Ed. Seiler, фотография с Шостаковичем, письма Хачатуряна и Бориса Покровского, книги с дарственными посвящениями, ноты с многочисленными авторскими пометками, казахская домбра — подарок друга из Алма-Аты, основоположника уйгурской профессиональной музыки Куддуса Кужамьярова.

Широкие окна лоджии, выходящие на Фуксовский сад и Казанку – здесь прошли последние 17 лет жизни Жиганова, создавались его симфонии, из консерваторского кабинета неизбежно переходила работа ректора, отсюда он отправился на свои последние летние гастроли в Уфу в 1988 году…  В коллекции музея есть книга — том стихов Габдуллы Тукая. На страницах книги остались нотные фразы, сделанные рукой Жиганова, и ещё на обороте театральной программы — набросок плана, озаглавленного «Тукай», с эпиграфом на татарском языке. Очевидно, что Жиганов готовился к созданию оперы, посвященной поэту. Эта опера не появилась, но были созданы и поставлены другие. И если сейчас молодые татарские композиторы дерзко и успешно работают в крупной музыкальной форме, то это заслуга хозяина рояля на Малой Красной.

В этом необычном музее нет пресловутых ленточек, ограничивающих шаги посетителей, нет сухости заученного рассказа и мемориального холода. А есть люди, знавшие Жиганова, умеющие не только сберечь, но и развить, заполнить современной жизнью эти большие комнаты. Так повелось с самого начала истории музея, когда его организацией и реальным открытием для публики занималась заслуженный работник культуры РТ Лидия Александровна Яковлева, учившаяся у Жиганова. В эти стены словно перешла памятная многим атмосфера старой жигановской консерватории. Систематизация фондов, создание экспозиции, с одной стороны, упрощались бережно сохраненной мемориальной обстановкой, среди которой долгие годы провела вдова композитора Нина Ильинична Жиганова (1922-2009). Но с другой – открытие музея в жилом престижном доме, определенные ограничения для посещения, которые приходилось учитывать – не могли быть осуществлены быстро и без проблем. Однако музей открылся (сразу скажем, что ныне организовать музей-квартиру в жилом доме стало гораздо сложнее). Сейчас музей возглавляет Алексей Егоров – внук Назиба Жиганова, и многие его друзья – представители казанской интеллигенции, стали приходить на Малую Красную, подобно прежним годам и гостям самого маэстро. А при Жиганове в этом доме бывали Фуат Мансуров, Натан Рахлин, Альберт Леман, Рустем Яхин, многие известные казанские артисты.

Здесь надо особо отметить, что под началом Алексея Германовича Егорова в музее проводится значительная научно-исследовательская работа, в частности, собираются материалы к родословной композитора (о чем рассказывалось на страницах нашей газеты), изучены прежние казанские адреса Жиганова, оказывается помощь режиссерам и артистам, участвующим в камерных постановках опер Жиганова. Музей активно проводит выездные тематические мероприятия — например, о композиторе рассказывали в Лаишевской детской школе искусств и Лаишевском детском доме. А многие москвичи вспоминают вечер, посвященный Назибу Жиганову, прошедший несколько лет назад в библиотеке Татарского культурного центра. Тесные связи музей наладил с Уральском — родным городом композитора.

Нынешний 2021 год особый для Татарстана – в январе большим концертом было торжественно отмечено 110-летие Назиба Гаязовича Жиганова. Разумеется, и музей активно проводит обширную программу: планирует выставку «Образ Назиба Жиганов в произведениях изобразительного искусства». На этой выставке будут представлены живописные, графические и скульптурные работы из фондов Национального музея Республики Татарстан. В музее-квартире надеются на сотрудничество с другими культурными институциями Казани и частными коллекциями, располагающими произведениями искусств такой тематике. Среди художников, обращавшихся к образу композитора Жиганова — Баки Урманче, Файзрахман Аминов, Садри Ахун, Зуфар Гимаев, Анвар Сайфутдинов и другие. Выставку планируется провести в пространстве Национального музея Республики Татарстан, а также в онлайн-формате. Кстати, Жигановский музей – одно из наиболее активно представленных в “Интернете” культурных учреждений Татарстана.

Впрочем, ничто не заменит личного посещения музея. Довелось побывать и на кухне, где когда-то завтракал Назиб Гаязович перед уходом в консерваторию. На чаепитие мне не хватило времени, но это один из поводов вновь прийти на Малую Красную.

Источник: https://www.tatarmir.com/stati/1088